Мой музыкально-педагогический опыт
основывается на том, что инструментальное музицирование имеет свое место и
достоинство в системе дошкольного образования. Оно сопровождает образовательную деятельность,
способствуя развитию чувства ритма,
слухового внимания, памяти, эмоциональной сферы, в театральной деятельности;
является средством выразительности персонажей на утренниках и развлечениях. Выделяется
особой яркостью среди других музыкальных номеров, а также помогает преодолевать
нерешительность, неуверенность, воспитывает волю.
Игра на детских музыкальных инструментах
пробуждает фантазию, воображение, интерес к их звучанию, раскрывает внутренние
ресурсы детей, обогащает эмоциональную сферу, развивает все виды музыкального
слуха, творческие способности и самое главное, музыкальность.
Выполнение комплекса заданий на разных
музыкальных и ударных инструментах помогает перейти от воображения к
совместному творчеству.
Формирование творческих способностей
осуществляется через творческие задания, игры: «Музыкальный диалог»; «Придумай
музыку дождя»; «Я – композитор»; «Музыкальное эхо»; «Музыкальные загадки».
Наиболее эффективным методом обучения игре
детей дошкольного возраста на металлофоне считаю игру по цветным партитурам.
Знакомство и обучение игре по цветным
партитурам осуществляется посредством образовательной деятельности в
индивидуальной форме. На металлофоне наклеены цветные кружочки, обозначающие
цвет нот. Такие же цвета повторяются на музыкальном стенде «Звукоряд». Перед
детьми цветные партитуры, где изображены соответствующие цветные кружочки в том
порядке, в котором будет исполняться музыкальное произведение на металлофоне.
Сначала ребенок с помощью музыкального руководителя простукивает пальцем по
партитуре. На следующем этапе играет с помощью педагога на металлофоне, постепенно
запоминая цвет и ритм.
На
примере музыкального произведения И. Штрауса «Вальс», прошли путь от пассивного
слушателя к активному участию в коллективном музицировании, выстроив следующий алгоритм:
• Прослушивание музыкального произведения;
• Определение характера, исполнения
(симфонический оркестр) ;
• Знакомство с цветными партитурами, показ
педагога;
• Исполнение на металлофоне без сопровождения;
• Обогащение оркестра дополнительными
инструментами;
• Ксилофоны, треугольник, колокольчики;
• Коллективное исполнение.
Проведенная работа над подготовкой к
коллективному исполнению музыкального произведения показала, что дети
приобщаются к публичным выступлениям, а именно; увереннее чувствуют себя перед
зрительской аудиторией, эмоционально выражают настроение и характер музыки.
Коллективное музицирование воспитывает сосредоточенность, упорство в достижении
поставленной цели.
|